Торговая сеть Пятерочка продолжает цифровую трансформацию операционных процессов. Комплекс IT-решений Пополнение и Спрос будет автоматически предсказывать спрос на товары и на основании этого рассчитывать заказы на пополнение распределительных центров и магазинов. Совместное внедрение данных систем позволит повысить остаточный срок годности товаров, будет способствовать быстрому пополнению полок, а также оптимизировать объемы закупок.
Продукт Пополнение призван создавать заказы на весь ассортимент товаров в свыше чем 16700 магазинов более чем на пятидесяти логистических объектах с горизонтом планирования до двенадцати недель. На сегодняшний день в ассортименте каждого магазина около 5,5 тыс. наименований товаров, которые проходят через восемнадцать видов цепочек поставок. Система сквозного планирования объединит данные и бизнес-процессы шести дирекций компании.
Модель продукта Спрос базируется на мультифакторной предиктивной аналитике на основе более чем 200 признаков и показателей. В их числе ценовая эластичность, трафик, ассортиментная матрица, продажи, рекламные активности, остатки, конкурентная среда и т.д. В системе ведется аналитика продаж по чекам для определения отсутствия товара на полке по часам, а также восстановления истории продаж, что повышает точность прогноза модели. Важной отличительной особенностью системы является ежедневное обновление прогноза, что существенно повышает доступность на полке и гибкость всей цепи поставок.
В новых IT-решениях применяются разработанные в компании технологии с элементами искусственного интеллекта и машинного обучения, разработка ведется с использованием гибкого продуктового подхода.
Каждая итерация изменения модели проходит A/В тестирование на пилотной группе магазинов, на основании результатов которого происходит адаптация модели.
Технологическим партнером Пятерочки по разработке и масштабированию продукта Пополнение стала компания Accenture, внедрив решение Blue Yonder (ранее JDA) в качестве основного ядра для расчетов, вокруг которого будут разработаны микросервисы. В подготовке бизнес-требований для разработки микросервисов участвует компания Veltio. Продукт Спрос является собственной разработкой X5 Retail Group.
Среди основных целей и показателей эффективности новых продуктов — сокращение запасов на распределительных центрах и в магазинах, повышение доступности, сокращение объема списаний по ассортиментной матрице Пятерочки. Кроме этого, торговая сеть рассчитывает получить стабильный прирост бизнес-показателей за счет повышения степени автоматизации с 60% до 90% и стандартизации процессов прогнозирования и пополнения.
Первые промежуточные результаты тестирования продукта Спрос уже демонстрируют прирост точности прогноза по сравнению с текущим решением. В настоящий момент решение пилотируется в нескольких регионах.
Пилотирование продукта Пополнение пройдет с мая по август 2021 года и охватит магазины Московского региона, которые снабжаются локальными поставщиками и распределительными центрами. В течение двух лет планируется завершить внедрение сквозного автоматизированного управления товарными запасами для всех товарных категорий и регионов.