Категорийный менеджмент

kategoriynyy-menedjment1 Категорийный менеджмент это система управления ассортиментом, в результате применения которой максимально удовлетворяются потребности покупателей, и  повышается эффективность взаимодействия розничного оператора и поставщика. 

Ассортимент торгового предприятия делится на группы – категории, каждая из которых включает услуги и товары, удовлетворяющие взаимосвязанные потребности покупателя. Основное назначение категорийного менеджмента состоит в том, чтобы  предложение всех категорий в совокупности  привлекало целевых покупателей.  Каждая товарная категория при этом рассматривается как отдельная бизнес-единица, включающая в себя товары и услуги, которые удовлетворяют потребности покупателя, и которая предполагает наличие одного ответственного за происходящее в рамках категории.

Два «краеугольных камня», на которых зиждется категорийный менеджмент:

основная ценность – это потребитель, а главная задача – возможно полное удовлетворение его потребностей.

Основные принципы категорийного менеджмента заключаются в следующем:

  • Гибкость процессов управления;
  • Вовлечение в процесс категорийного менеджментане только розничного оператора, но и поставщика, производителя, оптовика;
  • Цель ведения категорийного менеджмента– потребитель, а не только сокращение расходов.

Категорийный менеджмент способствует тому, что извечные  противоречия отдела закупок и отдела продаж попросту исчезают,  потому что ответственный за категорию  решает обе задачи: как, у кого, когда и сколько закупить, чтобы продать. Если один человек несет ответственность за прибыль по конкретной категории товаров, он действует эффективнее, так как его мотивация определяется результатами его работы.  Таким образом, категорийный менеджмент позволяет оптимизировать товарные запасы, увеличить объем продаж, снизить количество малооборачиваемых и неликвидных позиций, повысить рентабельность предприятия.

Категорийный менеджмент как подход к эффективному управлению продажами возник в начале 90-х годов, когда компания Procter&Gamble стала объединять товары в категории по принципу общих свойств, а не по принципу производства, применив разработки международной консалтинговой компании The Partnering Group (TPG).

Сообщает trademanagement.ru