С наступлением марта 2015 магазинные полки начинает активно занимать пасхальная продукция. Если рассматривать её с точки зрения товарооборота, то это безоговорочно сезонная линейка, которая практически не востребована в другие дни и месяцы. Правда, это касается только атрибутики. Например, «сахарный декор» (звёздочки, палочки и посыпки для куличей) можно использовать в любое время года в кондитерском производстве и без акцента на православный праздник, а вот краска для яиц актуальна только в определённые дни. Основные же продукты, без которых не испечёшь кулич и не сделаешь творожную пасху, уверенно держатся в линейке «первой необходимости» и на магазинных полках представлены буквально во всех ценовых сегментах. Но влияние «постных дней» они тоже испытывают на себе в полной мере.
Есть спрос — будет и предложение
Предпраздничная пасхальная подготовка начинается чуть ли не за месяц.
Главный атрибут пасхального стола — куриное яйцо. Если творожную пасху готовят не в каждой семье, то без крашеных яиц праздничный стол представить себе вообще невозможно. Поэтому весной рост цен на яйца ни у кого не вызывает удивления. В Пасху компенсируется тот спад продаж, что явно ощущается в дни строгого поста.
Обычай красить яйца на Пасху сохранился преимущественно у славянских народов — белорусов, болгар, поляков, украинцев. У французов и итальянцев пасхальный символ благополучно приобрёл шоколадную форму. Азербайджанцы и персы в преддверии праздника прихода весны — Навруза — тоже красят яйца и наносят на них узоры.
Сразу же после поста возрастает продажа хлеба и хлебобулочных изделий (на 5%). Здесь свою роль играет и традиционный кулич, который сегодня не придерживается строгих рецептурных рамок и не требует «домашнего» изготовления. Продажа куличей начинается за несколько дней до пасхальных праздников. Их производством занимаются и крупные хлебокомбинаты, и мини-пекарни, и собственные цеха торговых сетей.
А вот сливочное масло и прочие пищевые жиры, как ни странно, несмотря на своё «животное» происхождение, особых скачков в дни поста не испытывают. Многие «непостные» продукты никаких ценовых колебаний не испытали. Например, продажи того же майонеза или молока шли ровно. Творог и творожные изделия после поста также продемонстрировали спокойную динамику — прирост зафиксирован всего на 2–3 %.
На удивление для поставщиков в «постные дни» абсолютно не ощущается рост продаж сухофруктов и орехов. Причём, кондитерские изделия и ягоды остаются в состоянии стабильного равновесия — ни подъёмов, ни падений. Почему это происходит — сказать трудно. Но предположить можно — свежие ягоды в этот период ещё очень дорогие, а в изготовлении «кондитерки» зачастую используются растительные, а не животные жиры. Свежие овощи и самые распространённые фрукты (яблоки, апельсины, мандарины, груши) в пост показывают динамику роста на 7–8 %. После Пасхи практически на эти же проценты идёт спад. Потребитель решает «отдохнуть» от растительной пищи — и это становится заметным по оборотам продаж мяса КРС и птицы. 10–12 % — такое повышение покупательской способности наблюдается после поста.
Лидерами «постной потребительской корзины» в эти дни становятся макаронные изделия, бобовые и крупы всех разновидностей. Причём совершенно не играют никакой роли их будущие способы приготовления (традиционные, быстрого приготовления, не требующие варки и прочие) — в пост их продажи вырастают почти на 17 %.
Но динамичнее всех растут обороты свежих грибов — вёшенок и шампиньонов. Растительная альтернатива мясным продуктам показывает прирост более чем на 20 %.
По материалам idpr.ru